Вход (Регистрация) все шаблоны для dle на сайте newtemplates.ru скачать
 
  • 14:03 – Северо-Западное управление Ростехнадзора в рамках празднования 300-летия российского горного и промышленного надзора провело состязание между службами производственного контроля поднадзорных предприятий Архангельской области 
  • 13:34 – Завтра ГУП «ТЭК СПб» проведет последние в этом сезоне испытания теплосетей 
  • 13:30 – Пяти улицам в Новосергиеве присвоили официальные названия 
  • 13:03 – Создается рабочая группа по организации ОЭЗ в Кронштадте 
  • 12:31 – Безопасность ЖК делает проект более ликвидным, но увеличивает расходы жильцов 
  • 12:31 – Сбербанк с 9,5% до 9,2% снижает ставки по ипотечным кредитам для военных 
  • 12:04 – Setl Group помогает обманутым дольщикам проблемных застройщиков 
  • 12:02 – Российский рейтинг самых «тихих» городов возглавил Гурьевск Калининградской области 

Нацпроекты – версия 2.0: Россия должна расцвести за 28 трлн рублей

Нацпроекты – версия 2.0: Россия должна расцвести за 28 трлн рублей
Через шесть лет в России должны быть дороги, жилье, школы, больницы и стадионы Источник: http://ancb.ru

24 октября под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам.

С основным докладом о нацпроектах, разработанных кабинетом министров во исполнение майского указа Президента, выступил Первый заместитель Председателя Правительства – Министр финансов Антон Силуанов. Состоялось и обсуждение национальных проектов в социальной сфере, области цифровой экономики и транспортной инфраструктуры, экологии, культуры, жилищного строительства и городской среды.

Нацпроекты – панацея или рабочий инструмент?

В приветственном слове Владимир Путин сообщил, что в ближайшие годы наша страна должна совершить прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере, для чего в сжатые сроки были подготовлены национальные проекты, где обозначены целевые показатели и практические механизмы их достижения, и объемы финансирования.

Для достижения поставленных задач важна такая эффективная работа регионов, при которой каждый субъект Федерации будет видеть свое место в программах развития, понимая, как выстроить управленческие механизмы и свою бюджетную политику, и на какую федеральную поддержку можно было бы опереться.

И так как проекты национальные, безусловным предполагается участие всех уровней и ветвей власти, представителей гражданского общества, бизнеса и госкомпаний. Последние, к слову сказать, создавались именно для этих целей. Поэтому от руководителей ВЭБа, «Газпрома», «Ростеха», «Ростелекома», «Роснефти», «Росатома» и других структур с госучастием ожидаются проработанные предложения по финансовому, технологическому, научному и кадровому вкладу в проекты.

Что касается частного бизнеса, то инвесторам и частным компаниям необходимо предложить перспективные и выгодные проекты для их развития, позволяющие создавать новые рабочие места, наращивать экспорт и выходить на глобальные рынки.

Для предметного обсуждения этих вопросов создана группа, которую возглавляет со стороны Правительства первый вице-премьер Антон Силуанов, а со стороны бизнеса – Александр Шохин, с участием представителей деловых объединений и крупных компаний.

Пожар проблем загасится деньгами

Как сообщил Антон Силуанов, подготовлены паспорта 12 национальных проектов и паспорт комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Разработаны и утверждены основные направления деятельности Правительства. Подготовлен и внесен в Государственную Думу проект федерального бюджета на предстоящие 3 года.

Кроме того, до конца года планируется разработать планы по достижению национальных целей развития и распределить предусмотренные в нацпроектах федеральные проекты по мероприятиям и регионам и определить по ним ресурсное обеспечение в соответствии с проектировками бюджета.

На реализацию нацпроектов из федерального бюджета в ближайшие 6 лет будет направлено около 14 трлн руб., плюс еще 6 трлн руб. за счет средств госпрограмм. За счет средств субъектов Российской Федерации будет направлено 18 трлн руб. и еще 8,5 трлн руб. – это средства внебюджетных источников. Всего же будет направлено около 28 трлн руб.

Будет создана система стратегического, содержательного и оперативного мониторинга, который предполагается проводить два раза в год. Но при этом руководителям регионов важно понимать, на какой объем финансовой поддержки из центра они могут рассчитывать. Поэтому уровень софинансирования будет максимальным, а для большинства регионов федеральная поддержка составит 95–99%. Только на ближайшие 3 года регионам предусмотрены 1,3 трлн руб. межбюджетных трансфертов, а уже в следующем году это 400 млрд руб.

Дополнительным финансовым ресурсом для регионов станет постепенная передача доходов от акцизов на нефтепродукты в региональные бюджеты – а это еще порядка 1 трлн руб. за 6 лет.

Для четкого целеполагания и разделения ответственности будут заключены соглашения с субъектами, где закрепятся целевые показатели и размер финансовой помощи со стороны федерального центра.

Чтобы достичь темпов экономического роста выше среднемировых и для вхождения России в пятерку крупнейших экономик мира, необходима работа с бизнесом по содействию реализации новых инвестиционных проектов. В рамках работы с РСПП представлено 729 проектов общим объемом 46 трлн руб. А до конца года планируется подписать меморандум о взаимодействии между инвесторами, отраслевыми министерствами и РСПП.

Антон Силуанов отметил, что Государственная Дума приняла проект бюджета на предстоящую трехлетку в первом чтении. Депутаты поддержали возможность оперативного реагирования Правительства Российской Федерации при исполнении бюджета при реализации нацпроектов, и ко второму чтению будут подготовлены соответствующие поправки.

Дороги в приоритете, образование – в хвосте

В своем выступлении заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Татьяна Голикова рассказала, что общий объем средств на реализацию четырех национальных проектов – демография, здравоохранение, образование и наука на 6 лет составляет 6,6 трлн руб. При этом по проекту «Здравоохранение» будут реализованы мероприятия по повышению доступности медицинской помощи, в первую очередь на селе, для чего в регионах планируется создание и замена более 1560 ФАПов, врачебных амбулаторий, строительство и реконструкция 37 детских больниц, а направят на эти цели 2,2 трлн руб.

В рамках нацпроекта «Образование» продолжится строительство новых школ и реконструкции действующих, будет создано не менее 100 тыс. новых ученических мест, из них почти 25 тыс. для детей, проживающих в сельской местности и поселках городского типа, которые будут учиться в новых школах. Всего на проект будет направлено почти 748 млрд руб.

Кроме того к 2024 г. предполагается создать более 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5 тыс. мастерских, оснащенных современным оборудованием по стандартам «Ворлдскиллс Россия».

Для развития высшей школы будет создано не менее 80 национальных исследовательских университетов, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы. Планируется строительство и реконструкция студенческих городков общей мощностью не менее 78 тыс. мест.

В свою очередь заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Максим Акимов упомянул про общественный запрос на мобильность и новое качество дорожного хозяйства и транспортного комплекса, которым посвящен проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В соответствии с ним необходимо минимум на 50% увеличить долю автодорог регионального значения, находящихся в нормативном состоянии; снизить до 10% долю автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки; в 2 раза снизить количество аварийно-опасных участков дорожной сети и смертность в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза.

В рамках федерального проекта «Дорожная сеть» предполагается ремонт более 40 тыс. км дорог. Более чем в 100 городских агломерациях с населением свыше 200 тыс. человек будет модернизирована дорожная сеть. На эти цели за 6 лет предполагается направить 798 млрд руб., доведя к концу реализации проекта долю акцизов, зачисляемых в региональные дорожные фонды, до 100%. Для работ на региональной дорожной сети вне городских агломераций запланированы 514 млрд руб.

Кроме того, подготовлен федеральный проект «Автомобильные дороги Минобороны России», предусматривающий приведение их в нормативное состояние.

По проекту «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» предусматривается внедрение новых технологий при производстве дорожных работ, применение механизмов, контрактов жизненного цикла, доля которых к 2024 г. должна составить не менее 70%, а контрактов, предусматривающих новые технологии, - 80%.

Будут внедрены более 130 новых технических требований и стандартов, автоматизированные и роботизированные технологии организации контроля дорожного движения.

Жилье будет, но для кого?

Говоря о нацпроекте «Жилье и городская среда», заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам строительства и регионального развития Виталий Мутко сообщил, что планируется довести ежегодный уровень строительства жилья до 120 млн кв. м, расселить из аварийного жилья до 2,8 млн человек и провести капитальный ремонт 170 млн кв. м.

Общий объем финансирования проекта – 1,1 трлн руб., а состоит он из четырех федеральных проектов: ипотека, жилье, формирование комфортной городской среды и обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда.

В структуре проекта одним из приоритетных считается федеральный проект «Ипотека», который и будет стимулировать спрос на жилье. Предусматривается повышение доступности ипотеки не только за счет снижения ставки до 8%, но и комплексного развития самого рынка. Сегодня объем ипотечного портфеля в банковской системе – около 6% ВВП, его отличает потенциал роста до 15%, но уже к 2024 г. планируется, что его роль будет в 2 раза выше текущих значений.

В 2019 г. будет внедрен стандарт ипотечного кредитования для повышения прозрачности рынка и защиты заемщиков, а к 2022 г. ипотечное кредитование перейдет в электронный формат.

Предусмотренный переход на проектное финансирование снимет риски появления обманутых дольщиков и повысит доверие граждан к рынку жилищного строительства.

К 1 июля 2019 г. произойдет окончательный переход на проектное финансирование строительства жилья. Конечно, изменение «правил игры» приведет к небольшому замедлению, но в дальнейшем рынок адаптируется и выйдет на обозначенные в проекте цифры.

В соответствии с федеральным проектом «Жилье» планируется увеличить объем ввода индустриального жилья практически в 2 раза. Проектом предусмотрена программа «Стимул», на которую будет направлено 183 млрд руб. Она предусматривает комплексную застройку, освоение регионов, строительство жилья, обеспечение социальной и транспортной инфраструктуры, внедрение стандартов комплексного развития территорий, изменение нормативно-технической базы проектирования, внедрение информационных технологий проектирования строительства, снижение административных нагрузок на застройщика и сокращение различных процедур. Сейчас она применяется в Москве, а в дальнейшем этот опыт распространится на всю страну. Будут вовлечены в оборот неэффективные и использованные земли, пустующие земельные участки, в том числе около 29 тыс. га федеральных земель на границах с крупными городами.

Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» предусматривает расселение 9,5 млн кв. м аварийного жилья, на которых проживает 530 тыс. семей. На эти цели направят 432 млрд руб. При этом сохраняется принцип равнозначности жилья.

В ближайшее время будут уточнены критерии аварийности, ветхого жилья, порядок целевого использования высвобождающихся земельных участков, а также приняты меры по развитию арендного жилья и использованы механизмы реновации. В целом объем переселения к 2023 г. превысит объем признанного аварийным жилья.

В рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» планируется повышение ее качества на 30% и сокращение в 2 раза количества городов с неблагоприятной средой. Правительством Российской Федерации будут утверждены методики подсчета оценки качества городской среды.

Сохранится и проект по благоустройству исторических и малых городов, на него ежегодно будет направляться до 5 млрд руб.

Виталий Мутко особо отметил значимость развития и поддержки высшего образования, повышения квалификации в области градостроения и архитектуры, которые предусматривает национальный проект.

Бюджет и Нацпроекты не встречаются

Председатель Счетной Палаты Российской Федерации Алексей Кудрин отметил, что, действительно, утверждены паспорта национальных проектов по всем годам. Однако во внесенном проекте бюджета на 3 года видно, что за счет федерального бюджета на финансирование национальных проектов предусмотрено 5,6 трлн руб., в том числе пока не распределен 1 трлн 550 млрд руб. Некоторые из этих денег должны пойти в виде субсидий субъектам Российской Федерации, и это распределение пройдет во втором чтении.

Кроме того, по его словам, отклонение в сторону уменьшения от паспортов программ на ближайшие 3 года насчитывает 1 трлн руб., при этом по некоторым направлениям достаточно существенно от объема. Получается, «что этот триллион рублей, видимо, должен быть дофинансирован во вторую трехлетку после того, как бюджет закончит работать».

При этом наибольшее отклонение от паспортов по годам на первую трехлетку по «Цифровой экономике» – на 55%, по «Безопасным и качественным дорогам» – на 32%, по «Малому и среднему предпринимательству и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы» – на 31%, по «Международной кооперации и экспорту» – на 29%. По другим проектам отклонения существенно меньше. Иначе говоря, в случае, если триллион на вторую трехлетку в составе бюджета не будет найден, то паспорта на эти 3 года должны будут быть приведены в соответствие с бюджетом, т.е. уменьшены. И запуск целого ряда проектов на ближайшие 3 года замедлится или будет перенесен на более поздние сроки.

Алексей Кудрин заметил, что пока по всем нацпроектам из тех показателей, которые были зачитаны, 75% или статистически не наблюдаются, или требуют специальных методик оценки измерения. И уже к середине или к концу следующего года методики измерения этих показателей должны быть готовы.

Антон Силуанов уточнил, что изначально национальные проекты были составлены на суммы, превышающие те возможности, которые определили по нацпроектам: 8 трлн руб. и плюс еще 1 трлн руб., передаваемый субъектам в виде акцизов на нефтепродукты. Поэтому 8 трлн руб. в полном объеме обеспечены бюджетным финансированием.

По его словам, в целом объем дополнительных ресурсов на нацпроекты составляется следующим образом: в первую трехлетку предусмотрено дополнительно 3 трлн руб., а во вторую трехлетку – 5 трлн руб. Исходя из этого подстраивались все проекты. В следующем году в процессе реализации проектов будут перераспределяться ресурсы именно на те, которые нуждаются в большей государственной поддержке.

Подводя итог заседания, Владимир Путин отметил, что хоть и проведена большая работа в сжатые сроки и подготовлены детализированные документы, вместе с тем появляется большое количество мелких показателей, из-за которых могут возникнуть сдвижки. Поэтому необходимо разработать соответствующие планы контроля. И, конечно, бюджет должен быть приведен в соответствие с паспортами нацпроектов.

Эвелина Ларсон

Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал

Источник: http://ancb.ru
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.